ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ДАЛЕЕ – ПРОГРАММА) «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) и определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности «Струнные инструменты» в МБУДО «ДШИ №1».
Программа «Струнные инструменты» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте и подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
В соответствии с Правилами приема в МБУДО «ДШИ №1» на обучение по программе «Струнные инструменты» принимаются дети в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет через вступительные испытания с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет включительно, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год и составит 9 лет.
Школа имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу «Струнные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1711 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность – 592 часа,
УП.02.Ансамбль - 165 часов,
УП.03.Фортепиано - 198 часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 378,5 часов,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 час.
При реализации программы «Струнные инструменты» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2008 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность и чтение с листа – 691 час,
УП.02.Ансамбль – 231 час,
УП.03.Фортепиано - 198 часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ОП.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 428 часов,
УП.02.Слушание музыки – 98 часов,
УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,
УП.04. Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части (по 8-летнему сроку обучения):
В.01.УП.01. «Коллективное музицирование»,
В.02.УП.02. «Музыкальная грамота».
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания художественно-эстетических и технических особенностей,
характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле на струнном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей на струнном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении
музыкального произведения на струнном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых).
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ДПОП "Струнные инструменты" обучающийся будет иметь сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
В результате освоения ДПОП "Струнные инструменты" обучающийся будет знать: репертуар для струнного инструмента, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями; художественно-исполнительские возможности струнного инструмента; профессиональную терминологию.
В результате освоения ДПОП "Струнные инструменты" обучающийся будет иметь навыки по чтению с листа музыкальных произведений; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-технические условия реализации программы «Струнные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база ДШИ №1 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ №1 соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Струнные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность», оснащены роялями или фортепиано.
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.