ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММЫ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» » разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) и определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» в МБУДО «ДШИ №1».
.Программа направлена приобщение детей к великим традициям хорового пения , заложенных в многовековой культуре ,на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте, на овладение детьми духовными и культурными ценностями , на приобретение знаний в области хоровых традиций и песенной культуре, знаний различных жанров классического музыкального наследия и народного музыкального творчества, формирование круга представлений о лучших музыкальных традициях и устоях, на воспитание вокально-певческих навыков, развитии музыкального слуха , интеллекта и кругозора в области искусства .
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет включительно, составляет 8 лет. Освоения программы «Хоровое пение» для детей с яркими музыкальными способностями предполагает профориентационную направленность занятий, подготовку учащихся к поступлению в ССУЗы на специальность « Хоровое дирижирование».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2338 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Хор – 1275 часа,
УП.02.Музыкальный инструмент( фортепиано) - 329 часов.
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 378 часов,
УП.02.Слушание музыки -98часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 181.5 часов
В.03.УП.03 Постановка голоса -279.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Приоритетными задачами программы творческой, методической и культурно просветительской деятельности программы "Хоровое пение" являются:
- развитие мотиваций к познанию и творчеству;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности классической , народной и современной музыки;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для сольного и ансамблевого исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в хоровом коллективе (ансамбле);
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных эпох, жанров и стилей;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
– навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на фортепиано;
– навыков подбора по слуху;
– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навыков публичных выступлений (сольных, хоровых, ансамблевых).
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве хоровых, вокальных музыкальных произведений, а также фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– навыков вокального исполнения музыкального текста;
--умение исполнять сольные и хоровые произведения на языке оригинала;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
в результате освоения учебного предмета "Хоровое пение":
- наличие мотивации к познанию шедевров хоровой и вокальной музыки и овладению специфическими чертами хоровой музыки;
- знание о классических, а также аутентичных народных традициях и песенной культуре;
- умение передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, хоровом)
- наличие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- наличие вокально-певческих навыков, присущих академической манере исполнения, а также навыкам импровизации;
- навыки и умения ансамблевого и сольного пения;
- наличие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Хоровое пение» также используются учебные аудитории ЦО №40. Необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Фортепиано»», оснащены пианино. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащены фортепиано , звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, , шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Школа обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.