ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ДАЛЕЕ – ПРОГРАММА) «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) и определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности «Духовые и ударные инструменты» в МБУДО «ДШИ №1».
В соответствии с Правилами приема в МБУДО «ДШИ №1» на обучение по программе «Духовые и ударные инструменты» принимаются дети в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет (срок обучения 8 лет) и в возрасте 10 лет до 12 лет (срок обучения 5 лет) через вступительные испытания с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность - 559 часов,
УП.02.Ансамбль - 165 часов,
УП.03.Фортепиано - 99 часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 378,5 часов,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 час.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1859,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность и чтение с листа – 641,5 час,
УП.02.Ансамбль – 231 час,
УП.03.Фортепиано - 99 часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ОП.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 428 часов,
УП.02.Слушание музыки – 98 часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части (по 8-летнему сроку обучения):
В.01.УП.01. «Оркестровый класс»,
В.02.УП.02. «Фортепиано»
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1039,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность – 363 часа,
УП.02.Ансамбль – 132 час,
УП.03.Фортепиано – 82.5 часа,
УП.04.Хоровой класс – 33 часа;
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 247,5 часов,
УП.02 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 час.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части (по 5-летнему сроку обучения):
В.01.УП.01 «Оркестровый класс»,
В.02.УП.02. «Фортепиано»
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Программа «Духовые и ударные инструменты» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте и подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых и ударных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания музыкальной терминологии;
- навыков подбора по слуху;
- навыков публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в составе духового оркестра);
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
-знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-технические условия реализации программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. МБУДО «ДШИ №1» соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
-учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность», оснащены роялями или пианино;
-учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.