Дополнительная образовательная программа «Здоровье»
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
баннер 1920х400
баннер 1920х400

Дополнительная образовательная программа «Здоровье»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

ДОПОЛНИТЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

(срок реализации 3 года)

Составитель: заведующая учебной частью

МБУДО «ДШИ №1» Косолапова Т.Ю.

Тула

2019 г.

Пояснительная записка.

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Здоровье – одна из важных составляющих комплексного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Здоровье – не личное дело каждого человека. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.

2020 год в Тульской области объявлен Годом здоровья. Об этом в своем ежегодном Послании Тульской областной Думе сообщил губернатор Алексей Геннадьевич Дюмин.

Охрана и укрепление здоровья школьников – актуальная педагогическая задача. Здоровье вместе с другими составляющими личности: умом, чувствами, волей, способностями образует её единство и целостность. Душевный мир ребёнка богат и чист, и если по вине взрослых дети приобретают отклонения в своём развитии, то нужно помочь им осознать и преодолеть душевный дискомфорт, научить понимать себя и, раскрывая свои способности, управлять своими эмоциями и свободно адаптироваться в окружающем мире. Только в том случае, если педагог реализует в обучении принципы ненасильственного общения, принимает каждого ребёнка как личность и учитывает возрастные особенности его активного самопроявления в учебном процессе, возможно реальное укрепление здоровья.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение в условиях современной жизни. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Цели программы

1. Создание комфортных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.

2. Сохранение здоровья учащихся через личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию, оздоровлению.

Задачи программы

1. Выполнение законодательства по охране здоровья детей и обеспечению безопасности в МБУДО «Детская школа искусств №1».

2. Изучение, анализ современных теоретических, методических и практических подходов к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.

3. Разработать методические рекомендации по сохранению, укреплению, здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся и педагогического коллектива через учебно-воспитательный процесс.

Ожидаемый результат

Внедрение личностно-ориентированного подхода к обучению, оздоровлению и воспитанию учащихся, что позволит сохранить и повысить уровень здоровья, общую культуру учащихся и преподавателей.

Основные причины и факторы,

влияющие на ухудшение здоровья детей.

Среди причин, способствующих ухудшению здоровья детей, основными являются:

· экологические условия;

· отсутствие культуры здорового образа жизни в семьях с неблагоприятными условиями.

Факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Гигиенические условия

· шум

· освещённость

· воздушная среда

· размер помещений

· дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

· используемы стройматериалы, краска

· мебель: размеры, размещение в помещении

· видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры

· экологическое состояние прилегающей к школе территории

· состояние сантехнического оборудования.

2. Учебно-организационные факторы, зависящие в большей степени от администрации школы:

· объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащегося;

· расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году;

· организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.);

· участие родителей учащихся в жизни школы;

· стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;

· психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;

· интегрированность школы в окружающий социум;

· позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4. Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от преподавателя:

· психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

· стиль педагогического общения преподавателя с учащимися;

· характер проведения опросов, зачётов, экзаменов, проблема оценивания;

· степень реализации преподавателем индивидуального подхода к учащимся;

· соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

· личные психологические особенности преподавателя, его характера, эмоциональных проявлений;

· состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

· степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности преподавателя;

· профессиональная подготовленность преподавателя по вопросам здоровьесбережения.

Перечисленные и другие аналогичные факторы – это те направления, по которым можно и нужно работать в целях сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Основные факторы,

определяющие здоровье человека.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.

· Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

· Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.

· Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

· Соматическое и физическое здоровье – «я могу».

· Психическое здоровье – «я хочу».

· Нравственное здоровье – «я должен».

Признаками здоровья являются:

· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития;

· функциональное состояние и резервные возможности организма;

· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Работоспособность человека, умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы зависит от разных факторов:

· физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;

· физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура, влажность воздуха и т.п.;

· психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и т.д.

В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности, а знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению, с возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает их сила и выносливость.

Здоровьесберегающие технологии.

Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

На современном этапе с особой остротой встаёт проблема внедрения в образование современных здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающим потенциалом обладают технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей учащихся. В их арсенале – методы, побуждающие развитие образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение. Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приёмов, оптимальное сочетание их с другими методами повышают учебную мотивацию учащихся, способствуют менее затратному (без напряжения) достижению учебных задач. Игре присущи психотерапевтические функции, позволяющие изменить отношение человека к себе.

Здоровьесберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучения, хотя не всякая дифференциация позитивно влияет на сохранение и укрепление здоровья детей. Дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому учащемуся, наиболее эффективна. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ребёнку адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, представления свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.

Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание в парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс.

В проектировании образовательной технологии важно учитывать эмоциональный фактор, психологическую составляющую методов обучения. Необходимо учить ребят регуляции своих усилий, направленных на выполнение учебных задач. Воля помогает успешнее решать учебные задачи и проблемы, связанные со здоровьем. Наполнение жизни детей ценностными духовными смыслами, благородными целями позволяет им ярко проявлять свои индивидуальные качества.

Здоровьесберегающее пространство школы.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и преподавателя.

Эмоционально-поведенческое пространство представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

· уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

· характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – внутри педагогического коллектива школы;

· стиль поведения учащихся и педагога на уроке;

· формы и характер поведения учащихся на переменах;

· забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака воспитанности и интеллигентности в целом) и т.д.

Культурологическое пространство отражает феномены культуры и искусства в образовательном процессе. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арт-терапия», «библиотерапия», «изотерапия», «музыкотерапия» и т.д. И хотя эти термины касаются, в основном, лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, пальчиковые игры и дыхательная гимнастика, хоровое пение и художественное оформление школы – всё это не учебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле рассматривается возможность их использования в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

· объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

· рациональное расписание учебных занятий;

· рациональная организация урока;

· двигательная активность учащихся;

· психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

· занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, физкультминутки (их частота, продолжительность, вид).

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: норма 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению учащихся, частая смена одной деятельности другой потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Наличие и чередование на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

4. Поза учащихся, чередование позы.

5. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамической паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

6. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

7. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные, фронтальные, учёт возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учащимися (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).

8. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием и т.д.

Таким образом, здоровьесберегающая среда в школе – это, прежде всего, создание таких условий, при которых обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть:

· методики обеспечения психолого-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;

· систематическая диагностика состояния здоровья, комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни;

· методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность;

· способы формирования личностных концепций здоровья;

· выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Этапы реализации программы.

1-й этап – подготовительный (2019/20 учебный год)

Изучение современных здоровьесберегающих технологий, обобщение передового педагогического опыта в этой области.

Проведение мониторинга здоровья обучающихся: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2020/21 учебный год)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе необходимых здоровьесберегающих технологий, а также педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия и совершенствования его индивидуальных творческих способностей.

3-й этап – обобщающий (2021/2022 учебный год)

Обработка и анализ полученных результатов за три года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Подготовительный этап.

Цель: Разработка программы «ДШИ – школа здоровья».

Задачи:

1. Разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения.

2. Обеспечение научно-методической и информационной базы по здоровьесберегающим технологиям.

Практический этап.

Цель: Формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды.

Задачи:

1. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях, внедрение их в образовательную практику школы.

2. Семинары, тематические педагогические советы, открытые уроки по здоровьесберегающим технологиям.

3. Создание активной среды, в которой обучение ребё1нка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала учащегося.

4. Всестороннее развитие ребёнка, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, физиологический аспекты личности.

Обобщающий этап.

Цель: Анализ результатов деятельности школы по здоровьесберегающим технологиям; дальнейшее совершенствование работы по оздоровлению участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Формирование благоприятного морально-психологического климата участников образовательного процесса.

2. Оценка результатов деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.

3. Выявление уровня комфортности учащихся и преподавателей в образовательном процессе.

Основные мероприятия

по реализации программы

№№

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1 Программные мероприятия

1

Разработка и корректировка нормативно-инструктивной базы МБУДО «Детская школа искусств №1»:

  • Программа «Здоровье»

2020

Февраль

Заведующая учебной частью

Косолапова Т.Ю.

Преподаватели:

Матвеева Л.П.

Проняева Е.А.

2

Приведение школьного положения о промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с современными требованиями охраны и укрепления здоровья детей.

2020

Администрация ДШИ

3

Создание мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека

2020

Администрация ДШИ

2 Обеспечение выполнения законодательства

по охране здоровья школьников.

1

Выполнение мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ликвидации последствий стихийных бедствий по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния МБУДО:

  • поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий;
  • соблюдение воздушного и светового режима в школе;
  • обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период:
  • обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности;
  • содержание в исправности всех средств пожаротушения;
  • обеспечение соблюдения правил по охране труда;
  • проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда (для вновь принятых работников);
  • проведение инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда для работников школы 2 раза в год.

Постоянно

Директор ДШИ

Заместитель директора

по АХЧ

2

Выполнение норм Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в процессе организации УВП:

  • Выявление уровня комфортности учащихся в образовательном процессе
  • Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащегося;
  • Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году;
  • Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.)

Постоянно

Администрация ДШИ

Преподаватели ДШИ

3

Корректировка учебных планов и программ

По мере необходимости

Администрация ДШИ

4

Подготовка актов готовности школы к началу учебного года

Постоянно

Август

Директор

Зам. директора по АХЧ

5

Готовность школы к учебному году

Постоянно

Август

Администрация ДШИ

Зам. директора по АХЧ

Профсоюз

3 Подготовка педагогических и административных кадров

по проблемам охраны здоровья

1

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье.

Постоянно

Администрация ДШИ

2

Отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и преподавателей.

Постоянно

Администрация ДШИ

3

Организация научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  • Здоровьесберегающие технологии в современном образовании
  • Личностно ориентированный подход в процессе обучения и воспитания
  • Здоровый педагог – здоровые дети

В соответствии с плановыми мероприятиями

Администрация ДШИ

4

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Постоянно

Администрация ДШИ

5

Создание агитационного стенда «Уголок здоровья» для учащихся и родителей.

В соответствии с плановыми мероприятиями

Зав. библиотекой

4 Социально-психологическое

сопровождение

1

Проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека

Ежегодно

Администрация ДШИ

2

Осуществление консультативной помощи семье по укреплению здоровья учащихся

Постоянно

Администрация ДШИ

3

Диагностика адаптации к обучению в школе учащихся 7-8 лет. Предоставление медицинских справок.

Ежегодно

Администрация ДШИ

4

Диагностика психологического климата школы

Согласно плану

Психолог

Приложение № 1

Физкультминутки.

1. ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

· исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный

· и.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 5 раз. Темп медленный.

· и.п. – сидя. 1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад. 2- локти вперёд. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· и.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

· и.п. – стоя. 1 – поднять плечи, 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

· и.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 тоже прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· и.п. – стойка ноги врозь.1-4 – четыре последовательных круга руками назад. 5-8 – то же вперёд. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

· и.п. – стоя. Встречные махи руками вперёд и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперёд, левую – вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

· и.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороны на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

· и.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

· и.п. – стоя. Кисти в кулаках.Встречные махи руками вперёд и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний

3. ФМ для нормализации осанки:

· стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнят;

· ходьба обычная, следя за осанкой;

· ходьба на носках, руки за головой;

· ходьба на пятках, руки на поясе;

· ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад;

· поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой.

· ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – исходное положение – выдох.

· приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперёд или в стороны на счёт1-2, на 3-4 медленно вернуться в исходное положение;

· ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад;

· ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперёд с прямой спиной;

· «мельница». Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука);

· ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад;

· поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох;

· ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе;

4. ФМ для нормализации осанки с палочкой:

· поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад;

· ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – поднять руки с палочкой вверх – вдох, 2 – опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох, 3-4 – другой ногой;

· ноги на ширине плеч, палочка на груди. 1 – поднять палочку вверх, 2 – положить палочку на лопатки, 3 – поднять палочку вверх, 4 – исходное положение;

· ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу, 2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперёд (поднятую над полом), 3 – повторить первое положение, 4 – исходное положение, то же с другой ноги;

· палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются;

· палочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе;

· ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола).

5. ФМ для глаз

Упражнения для детей 6-9 лет:

· быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 5-6 раз.

· крепко зажмурить глаза (считая до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 5-6 раз.

· вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

· посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.

· и.п. – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, делая вдох, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить - выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнения для учащихся 10-18 лет:

· и.п. – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке парты – выдох. Повторить 5-6 раз.

· и.п. – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

· и.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить то же с левой рукой и т.д. 5-6- раз.

· и.п. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

· и.п. – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить – выдох. Повторить 4-5 раз.

· и.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на доску 2-3 секунды, перенести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

· и.п. – сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

6. Гимнастика для глаз (выбираем одно из упражнений и повторяем его 3 раза).

· Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить глаза влево и , наконец, опустить вниз. Сделав небольшую паузу, повторить упражнение ещё раз в обратном порядке.

· Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить до отказа влево, задержаться в этом положении несколько секунд и после этого возвратиться в исходное положение.

· Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 506 секунд.

· Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

· Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт1-6.

· Не поворачивая головы посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, а затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. аналогично – с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

· Перевести взгляд быстро по диагонали направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6. Затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6.

· Используются траектории «восьмёрки», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним «бегают» глаза.

· Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот.

· Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

7. ФК для нормализации функции дыхания

Для учащихся 7-9 лет.

· Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) – наоборот, вначале уменьшается объём груди, затем втягивается живот.

· Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – наоборот.

· Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

· Навык полного удлинённого выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на 1 счёт (5,6 и т.д.).

· Вдох и выдох поочерёдно одной ноздрёй (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

· Вдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.

Приложение №2

Дыхательная гимнастика Э.М. Чарели

Гимнастику можно делать стоя или сидя, но обязательно сохраняя осанку (развёрнутые плечи, прямая спина, подобранный живот). Вдох неглубокий.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.

2. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая их поочерёдно указательным пальцем. Повторить 8-10 раз.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммм», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.

4. Массаж нижней челюсти: обеими руками массировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.

5. Массаж верхней и нижней губ: средним или указательным пальцем поглаживать губы от центра к углам. Повторить 5-6 раз.

6. Массаж горла: поочерёдно гладить горло то левой, то правой рукой. Повторить 5-6 раз.

7. Энергично произносить «п-б,п-б,п-б», произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

8. Энергично произносить «т-д,т-д,т-д», произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.

9. Высунув язык, энергично произносить «п-б» несколько раз, произношение этих звуков в таком положении укрепляет мышцы глотки.

10. Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Приложение №3

Фонопедический метод развития голоса. В.В. Емельянов

Артикуляционная гимнастика.

(Все упражнения повторять 4 раза)

1. Слегка прикусите зубами кончик языка.

2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и всё более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.

4. Сделайте языком круговые движения между губами и зубами. То же – а противоположном направлении.

5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

6. Пощёлкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щёлкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки-щелчки. Предложите детям пощёлкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.

7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите коренными зубами их внутреннюю поверхность.

8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу обиженное выражение.

9. Выверните наружу верхнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу подобие улыбки.

10. Чередуйте 8 и 9 упражнения в ускоряющемся темпе.

11. Пройдите по всему лицу, от корней волос на лбу до шеи, пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не тёрли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

12. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

13. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

14. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос», пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

15. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд-вниз.

16. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд- вправо – назад – влево – вперёд.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Приложение № 4

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

1. Упражнение ладошки: встать прямо, показать ладошки «зрителю», локти опустить; делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательное движение). После активного вдоха выдох уходит легко через нос или рот, кулачки разжимаются.

2. Упражнение «Насос» (накачивание шины). Встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, к полу, голова опущена, шею не тянуть. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или рот. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох.

3. Упражнение «Кошка». Встать прямо, руки опущены. Делать лёгкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса . При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делать руками легкое «сбрасывающее» движение. Голова поворачивается вместе с туловищем. Колени слегка гнутся и выпрямляются. Спина прямая.

4. Упражнение «Обними плечи». Встать прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест- накрест. В течение упражнения положение рук не менять. Короткий вдох – руки расходятся в стороны. В момент вдоха локти сошлись на уровне груди – образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.

5. Упражнение «Повороты головы». Встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох справа. Затем без остановки повернуть головы влево, шумно и коротко понюхать воздух слева. Справа – вдох, слева – вдох. Выдох уходит в промежутке , посередине, но голова при этом не останавливается.

6. Упражнение «Ушки» («Ай –ай, или китайский болванчик»). Встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить головы вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить головы влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох. Выдох в промежутке, но голова не останавливается.

7. Упражнение «Маятник головой». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох, посмотреть на потолок – тоже вдох. Вдох снизу (с пола) – вдох сверху (с потолка). Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом не останавливается. Шею не напрягать.

Приложение № 5

«Оживлялки»

(И. Васильева «Целитель набирает силу»)

1. Ладони сложены перед грудью пальцами вверх. Не дышать. Сдавить до дрожи. Втянуть живот. Потянуться головой вверх 15 секунд, 3 раза.

2. Пальцы переплетены. Обхватить затылок. Локти вперёд. Наклоны головы руками – вперёд, в стороны. Сильно не сопротивляться. Цель – растяжка шеи, 15 секунд.

3. Растирать мочки, затем – все уши ладонями вверх – вниз, одновременно «цокая языком, 15-20 секунд.

4. Большими пальцами рук растирать (поглаживать) углубления под челюстями (железы).

· Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Просунуть между ними уши, растирать вверх – вниз перед и за ушами. Улучшает зрение и слух.

· «Кулачки». Косточками больших пальцев быстро растирать крылья носа. Дыхание через нос.

· Плоскостью трёх пальцев одновременно массировать место «третьего глаза», пока не почувствуется под рукой углубление!

5. «Колечко». Скользить большим языком к маленькому язычку по верхнему нёбу. Быстро, беззвучно, 10-15 секунд.

6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка 6 раз.

7. Быстро – быстро сжимать и разжимать пальцы рук, одновременно моргая. Затем крепко зажмуриться, сжать кулаки и сказать: «Я могу всё! Я ничего не боюсь!» и т.д. Можно всем вслух или «про себя».

Эти «оживлялки» чрезвычайно эффективны в качестве «производственной гимнастики» в начале 1-го или 2-ого часа занятий хора, особенно с малышами!

Литература.

1. Воронова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДШИ.//Художественное образование Челябинской области: состояние, проблемы, перспективы. – Челябинск: Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области, 2005. – с.20 – 23

2. Кокарева И.Р. Охрана и укрепление здоровья.// Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. - № 3. – с.40 – 46

3. Логинова Л.В. Окружающая среда и здоровье человека. //Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. – Ставрополь: 2007, с.383 – 415

4. Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях. // Юридический журнал. - 2008. – с. 42-57

5. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф.Дик – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).

6. Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2008. - № 09. – с. 33-37

7. Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией.// Нормативные документы образовательного учреждения. – 2007. - № 2. – с. 70-73

8. Степанов М.И. Правила работы учащихся с компьютером. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2007. - № 1. – с. 51-61

9. Тараканова Л.А. Экология образования. // Завуч. – 2002. - № 2. - с.120 – 128

10. Тверская Н.В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьника при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. // Завуч. – 2001. - № 6. – с.97-102

11. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков.// Библиотека журнала «Директор школы». – 2003. - № 5. – с.175

12. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007ю – 112с. – (дошкольное воспитание и развитие).

баннер 1920х400
баннер 1920х400
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика